Цифровая трансформация социальной сферы: экспресс-анализ грядущих изменений

16 марта 2021

Первого марта федеральное правительство утвердило концепцию «Цифровой и функциональной трансформации социальной сферы» до 2025 года. Эксперты Центра ГРАНИ попытались проанализировать новшества в первом приближении, обозначив ряд значимых последствий для некоммерческой сферы.

Правительство, вдохновившись примером автоматических «президентских выплат» семьям с детьми, утвердило концепцию цифровой трансформации социальной сферы. По задумке разработчиков к 2025 году граждане смогут получать адресную (безбарьерную) социальную помощь через единый портал социальной поддержки.

Инициатива «базируется» на решении объединить ведомственные информационные системы, прежде всего Пенсионного фонда, данные которого оказались наиболее востребованы в период пандемии. Предполагается, что социальные услуги будут предоставляться автоматически и удалённо, т.е. без посещения чиновников (посредством «единого портала», о котором пока ничего не известно), исходя из жизненных ситуаций людей с учётом их фактической нуждаемости. Как отметил премьер-министр федерального правительства Михаил Мишустин: «Такой механизм позволит действовать проактивно и автоматически направлять средства тем, кто получает соответствующее право».

Инициатива пилотно опробуется в семи регионах, которые пока не известны. В них попробуют реализовать региональные полномочия по различным социальным выплатам через общий ресурс по обозначенным выше принципам.

Эксперты Центра ГРАНИ собрались за общим столом и взглянули на грядущее с разных позиций. Предлагаем ниже наш обобщённый взгляд на концепцию цифровой трансформации в разрезе того, что понятно уже сейчас, а также какие проблемы и риски могут возникнуть во время её реализации.

Что понятно на данный момент?

Прежде всего, стоит учитывать, что речь идёт ни больше ни меньше о цифровой трансформации социальной сферы, т.е. переводе существующих услуг в электронный вид с сопутствующей регламентацией новых процедур. Тем самым органы власти снижают издержки на администрирование при их предоставлении.

Кроме того, наконец, стало понятно, что конкретно подразумевается под цифровизацией социальной сферы, а именно – универсальные процессы, позволяющие оптимизировать процедуры обмена информацией, принятия решений, входа и выхода из услуги.

Решает ли всё это проблемы социальной сферы – нет. Концепция предполагает изменения лишь в практике предоставления социальных услуг в России, не меняя подходов к социальной политике в стране. Она не нацелена на принципиальные сдвиги, но может сказаться на качестве той политики, которая реализуется сегодня. Например, если политика плоха, то и реализована она будет как плохая, без каких бы то ни было «улучшений». Очевидно, что здесь возникают новые проблемы и риски. Но сначала о преимуществах.

Удобство и безбарьерность

Как это скажется на человеке, если будет реализовано? Предполагается, что сократятся сроки получения человеком различных преференций от государства. А предоставляться они будут проактивно на основе информации самих ведомств. Тем самым у людей снизятся издержки времени и расстояния на взаимодействие с органами власти. Само по себе это хорошо, поскольку уменьшает сопротивление бюрократии за счёт чисто технического (цифрового) решения. Конечно, при это возникают дополнительные сложности и риски, например, в области межуровнего и межведомственного взаимодействия.

Проблемы

Прежде всего, реализация концепции может снизить муниципальное и региональное разнообразие практик предоставления социальных услуг и создать возможности для ещё большей централизацию власти и полномочий в стране. У регионов и муниципалитетов сокращают их же полномочия, ссылаясь на то, что у них не всегда получается их исполнять в силу разных причин, в том числе из-за недостатка финансирования по ним.

К тому же это ведёт к усиление патернализма государства по отношению к гражданам. Государство приучает человека получать всё просто так, а значит создаёт всё меньше поводов для взаимодействия с государством. Конечно, это очень удобно, но сулит тяжёлые последствия в виде гражданской инфантильности.

А заявленная в концепции адресность не является комплексной и не нацелена на действительное решение проблем получателей социальных услуг, а лишь на безбарьерное предоставление положенных им льгот.

Риски

Возрастает цена критической ошибки при обработке или внесении данных о человеке, которая в итоге может серьёзно отразиться на его судьбе.

Непонятно, как будет выясняться мнение граждан о качестве предоставляемых услуг, понравилось им их оказание или нет. Как осуществлять мониторинг изменяющихся статусов или жизненных ситуациях людей после выплат пока тоже не очевидно.

Неясно насколько адаптивной окажется эта система под новые вызовы, связанные с усилением бедности и неравенства в стране.

Если сохранятся дефициты цифровой инфраструктуры (например, скоростного интернета в отдалённых территориях) и цифровой грамотности граждан, то начнутся и проблемы с цифровой трансформацией социальной сферы.

Таким образом

Мы наблюдаем скорее техническое решение для повышения удобства «пользователей» социальных льгот, которое при этом не решает реальных проблем бедности, социальной незащищенности и других нарастающих социальных проблем.

Для НКО это означает, что изменятся каналы взаимодействия с органами власти и список нынешних контрагентов. Подвергнется изменению действующий институт посредничества НКО между госуслугой и конечным благополучателем.

При этом у НКО появляются возможности для участия в изменениях. Во-первых, можно следить за реализацией цифровой трансформации (через общественный контроль, гражданскую экспертизу и другие инструменты), т.е. участвовать в качестве содизайнера изменений. Во-вторых, заниматься «тонкой настройкой» новых технологий под тех, кого государство не заметило, не увидело с первого раза, в том числе через повышение гражданской и/или цифровой грамотности людей.