Позиция Центра ГРАНИ по оценке проекта Постановления об осуществлении просветительской деятельности
На федеральном портале проектов НПА на днях был опубликован проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности», который конкретизирует поправки к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», касающиеся просветительской деятельности.
По мнению экспертов Центра ГРАНИ, представленный для общественного обсуждения проект постановления распространяет ограничительные меры на широкий круг деятельности, в том числе на ту, через которую реализуются свобода слова и право распространять и получать информацию. Накладывая излишние, неоправданные требования на людей и организации, занимающиеся просветительской деятельностью, проект постановления может негативно отразиться на развитии негосударственных и неформальных просветительских инициатив и проектов.
Пространство неясного
Разработчики проекта не смогли точно определить границы правового регулирования, оставляя открытыми списки как направлений просветительской деятельности, так и форм, в которых она осуществляется.
Широкое трактование направлений и форм просветительской деятельности фактически говорит о том, что любая активность в любом виде может быть отнесена к просветительской: от прогнозирования будущего на форсайт-флоте и поддержки предпринимателей в рамках start up cafe до чаепития в совете ветеранов или работы «равных» консультантов, которые помогают людям пройти через сложную ситуацию.
Только по договору
Предложенная редакция постановления обязывает просветителей заключать договоры на оказание услуг с образовательными, научными или культурными организациями и реализовывать свои просветительские проекты на их базе. Как следствие, мы можем получить снижение количества просветительских проектов только потому, что организации не смогут нести издержки ненужных формальностей, а просветители не смогут или не захотят регистрировать отдельную организацию или действовать через чужую.
Как педагог
Вопросы вызывают и указанные в проекте требования к физическим лицам, осуществляющим просветительскую деятельность. Согласно постановлению, просветителями могут быть люди старше 18 лет, которые имеют опыт представительской деятельности не менее двух лет. В результате просвещением не смогут заниматься популяризаторы-подростки, начинающие энтузиасты своего дела, которые еще не приобрели требуемый опыт.
Еще одним дополнительным условием является соответствие просветителя требованиям, предъявляемым к педагогам. В этом условии проявляется подход к предъявлению к просветительской деятельности таких же строгих требований, как и к формальному образованию, целесообразность которого с точки зрения качества просветительской деятельности не очевидна.
Без НКО-иноагентов и должников перед бюджетом
Ставшая традиционной за последние несколько месяцев тенденция ужесточения законодательства в отношении НКО, имеющих статус иностранных агентов, нашла свое применение и в регулировании просветительской деятельности: такие организации не смогут ее осуществлять. Это ограничение противоречит постановлению Конституционного суда РФ от 8 апреля 2014 года, которое говорит о том, что НКО-иностранные агенты не ставятся в дискриминационное положение по сравнению с другими некоммерческими организациями.
Избыточным кажется и требование к организациям не иметь задолженностей по налогам и сборам для осуществления просветительской деятельности.
Предложенный в проект постановления подход к регулированию просветительской деятельности (с неясными целями, чрезмерными требования, неоднозначностью трактовок) и содержащий положения, устанавливающие ранее не предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами обязанности, требует на наш взгляд проведения оценки регулирующего воздействия, поскольку может повлиять на потенциал, масштаб и результаты просветительских проектов и инициатив и сделать запретительно высокими барьеры входа в такую деятельность новых игроков. Мы уверены, что для радикальной переработки концепции регулирования просветительской деятельности требуется также экспертное и общественное обсуждение.
Прямо сейчас, если кто-то считает для себя важным отреагировать на проект постановления о регулировании просветительской деятельности, можно высказать свою позицию на портале проектов нормативно-правовых актов по адресу https://regulation.gov.ru/projects#npa=115396, проголосовав и оставив свои предложения до 7 мая 2021 г..
Центр ГРАНИ такой возможностью воспользовался и направил свою оценку и предложения, а также предпринимает действия по участию и организации обсуждения концепции и возможных эффектов регулирования просветительства с учетом широких общественных интересов.