Позиция Центра ГРАНИ по созданию единого реестра физических лиц, выполняющих функции иностранного агента
Государственная дума на пленарном заседании одобрила создание единого реестра сведений о физических лицах, которые сами выполняют функции иностранного агента или связаны с иноагентами.
Создание такого реестра предусматривал проект поправок 40921-8 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»)», который 10 марта утвержден Госдумой во втором чтении.
Мы считаем, что предложенные поправки вводят дискриминирующие нормы по отношению к сотрудникам некоммерческих организаций, нарушают отдельные положения действующего законодательства и противоречат ему.
Принятые новшества вступают в конфронтацию с основополагающими принципами российской правовой системы. Например, с закрепленным в Конституции (статья 54) запретом на установление закону обратной силы. Предложенные поправки позволяют включать физических лиц в единый реестр иностранных агентов независимо от времени, в которое человек работал в организации-иностранном агенте. Презумпции невиновности (статья 49), когда у органов власти появляются основания для включения в реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, учредителей, членов, участников, либо работников некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента. То есть тех лиц, которые могли не знать о решениях организации по получению иностранного финансирования или осуществления политической деятельности, например, по причине утраты связи с организацией (учредители, члены, участники), а значит без установления фактов, свидетельствующих об осознанном выполнении ими функций иностранного агента.
Таким образом, предлагаемые изменения, явно технические по своему правовому назначению, необоснованно расширяют круг лиц, подлежащих включению в реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента и создают условия для дискриминирующего правоприменения. Устанавливают возможность для привлечения к ответственности за сам факт работы в организациях, признанных иностранными агентами независимо от того, когда человек был с ней связан.