Светлана Маковецкая, как член СПЧ, и эксперты Центра ГРАНИ подготовили правовую позицию в ответ на письмо Минюста
18 января состоялось заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ, на котором в том числе обсуждали Приказ Минюста России от 16 августа 2018 года № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций». Документ утверждает новые формы отчетности некоммерческих организаций. На НКО возлагается обязанность самостоятельно определять при получении денежных средств от российских юридических лиц является ли указанное лицо получателем средств из иностранных источников.
Светлана Маковецкая, как член СПЧ, и эксперты Центра ГРАНИ подготовили правовую позицию:
«Полагаем, что законодателль, устанавливая данную обязанность для НКО, предполагал, что уполномоченные государственные органы, в компетенции которых входит осуществление контроля в соответствующей сфере деятельности, при принятии решений нормативного характера конкретизируют данное намерение законодателя, чтобы исключить необоснованное возложение обязанностей на лиц, не обладающих необходимыми полномочиями для истребования информации, которая позволит им принять самостоятельное решение в выборе применение к ним тех или иных положений законодательства.
В ситуации, когда НКО лишены возможности самостоятельно получить информацию об отсутствии или наличии у российского юридического лица имущества, полученного из иностранных источников, обязанность по порядку применению соответствующих положений законодательства принимает на себя уполномоченный государственный орган, к компетенции которого отнесен контроль за той или иной сферой деятельности или законом возложена обязанность по дополнительному регулирования того или иного правового механизма.
В данном случае, как нам кажется, Минюст России, выполняя возложенную на него обязанность по регулированию порядка подачи отчетности НКО, имел все необходимые возможности для уточнения спорного положения законодательства. Например, путем определения незакрытого перечня российских юридических лиц, которые получают имущество из иностранных источников. При этом существующая практика ведения разного рода реестров с открытой публичной информацией должна предоставлять возможность НКО получать необходимую информацию при должной степени внимательного отношения к выполнению возложенных на них законодательством обязанностей. Так. К таким юридическим лицам могут быть, в частности, отнесены НКО, выполняющие функции иностранных агентов.
Однако Минюст России уклонился от выполнения данной функции, способствуя сохранению ситуации правовой неопределенности, а также, порождая своими действиями дополнительные основания для привлечения НКО к установленным законодательством видам ответственности.
Следует отметить, что в постановлении Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 № 10-П указывается, что принцип формальной определенности закона, вытекающий из статей 1 (часть 1), 4 (часть 2), 6 (часть 2), 15 (часть 2) и 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации, диктует необходимость точности, ясности и недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования, без которой не может быть обеспечено единообразное понимание и применение таких норм, а значит, и равенство всех перед законом; законоположения, не отвечающие указанным критериям, порождают противоречивую правоприменительную практику, создают возможность их неоднозначного толкования и произвольного применения, ведут к нарушению предусмотренных статьями 2, 18, 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантий государственной, в том числе судебной, защиты прав, свобод и законных интересов граждан; вместе с тем требование определенности правового регулирования, обязывающее законодателя формулировать правовые предписания с достаточной степенью точности, позволяющей гражданину (объединению граждан) сообразовывать с ними свое поведение - как запрещенное, так и дозволенное.
С учетом изложенного, предлагаем рассмотреть следующие варианты возможных действий:
- отменить приказ от 16 августа 2018 г. № 170 "Об утверждении форм отчётности некоммерческих организаций"
- подготовить во взаимодействии с Советом и Общественной палатой Российской Федерации новые формы отчетности, приемлемые как для Минюста России, так и для НКО, и более точно отражающие требования закона с приостановлением на период внесения соответствующих изменений действий указанного приказа.»