Совет. Неравенство в доступе к образованию для детей с ОВЗ
Дети с ментальными нарушениями не могут осваивать образовательную программу в формате дистанционного обучения.
Описание ситуации:
Дети с умственной отсталостью и другими ментальными особенностями не могут осваивать образовательную программу в формате дистанционного обучения. В результате длительного карантина и перехода школы на дистанционное обучение учебная программа не была освоена. Школа отказывается возвращаться к очному формату и отказывается ликвидировать пробелы в знаниях.
Правовая оценка:
Согласно части 5 статьи 5 Закона «Об образовании в РФ» в целях реализации права каждого человека на образование органами государственной власти и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии со статьей 28 Закона «Об образовании в РФ» образовательная организация обязана обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах (Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 N ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций").
Если обучающийся не смог освоить образовательную программу и не прошел промежуточную аттестацию, на основании статьи 58 Закона «Об образовании в РФ» по усмотрению родителей он может быть переведен на обучение по индивидуальному учебному плану. В рамках обучения по индивидуальному учебному плану для ликвидации пробелов в знаниях для обучающегося могут быть организованы дополнительные индивидуальные занятия и консультации.
Как защитить свои права:
Родители могут обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию за заключением по поводу рекомендованного формата обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. При наличии рекомендаций ПМПК родители вправе требовать замены дистанционного формата на очные занятия в малых группах.
Независимо от наличия рекомендаций ПМПК родители могут обращаться в школу и в органы управления образования с просьбой заменить дистанционный формат обучения на очный, а также требовать перевести детей на обучение по индивидуальному учебному плану для ликвидации образовавшихся пробелов в знаниях.