Лидеры некоммерческих групп вышли за границы привычной действительности и обсудили применение психологии для понимания себя, своей команды и людей вокруг на первой встрече из коллекции событий «Выйти за грань» Центра ГРАНИ.
Не секрет, что в НКО много людей с профильным психологическим образованием. Что подтвердилось в ходе опроса среди 50 управленцев НКО в разных регионах Центром ГРАНИ. Выяснилось, что: 20 человек имеют высшее психологическое образование, 10 человек – профессиональные педагоги, следом по численности идут историки, затем медики, журналисты и юристы, и буквально единицы из некоммерческих лидеров – математики и экономисты. И у нас возникла идея узнать, как они используют психологические знания в жизни своих организаций.
Для обмена опытом 8 сентября собрались руководители ресурсных центров Чеченской республики, Сибири, Якутии, Дальневосточного края, Крыма и Прикамья. В центре обсуждения стояли четыре вопроса:
- Что из психологии используют руководители НКО и лидеры некоммерческих групп для себя?
- Что может усилить команду?
- Как взаимодействовать с благополучателями?
- Что отличает управленца-психолога от других руководителей НКО?
Публикуем ключевые идеи участников о психологических подходах к решению проблем в собственных НКО и организаций «ближнего круга». Детальные и сформулированные рекомендации по итогам шторм-консилиума будут озвучены на завершающем коллекцию событий шторм-собрании «Выйти за грань» 22 сентября.
Ольга Вешникова, Фонд «Семья для ребенка», генеральный директор Единого ресурсного центра поддержки СОНКО и развития гражданских инициатив:
― … Такое время, все качают свои ресурсы онлайн, а остальное как будто всё замерло. Но мы состоим из физических, ментальных и духовных ресурсов. Если человек знает, как эти ресурсы пополнять, тогда адаптироваться и социализироваться не сложно, не сложно открыть дело своей жизни, открыть НКО, управлять проектами. Поэтому мы всегда проводим тренинги – «прокачиваем», вытаскиваем, проговариваем, чуть-чуть ушу, и чуть-чуть йоги, дышим...
… Главный ресурс в некоммерческой организации ― это сотрудники, которые действуют во имя, а не вопреки. Включение административного ресурса и постоянный контроль здесь не всегда работает. Главное – создать условия, экосистему, в которой команда будет двигаться вперёд, развиваться, становиться руководителями собственных проектов, холдингов, бизнеса…
… Я верю в аудит. Не только финансовой, но и с позиций команды. Мы работаем с психотерапевтом (заказали услугу сопровождения), который ведёт внешний аудит команды в виде разговоров, встреч, индивидуальных консультаций. Нам это очень помогает. Такой внешний аудит позволят определить, кому мне, как руководителю, можно делегировать свои полномочия, кому поручить вести крупные проекты, как управлять командой в целом...
Тамара Хадуева, директор Автономная некоммерческая организация «Центр развивающих технологий»:
― … У нас есть внутреннее руководство, оно никак не связано с официальными документами. Там описан опыт нашей организации, различные ситуации и их решения, которыми мы руководствуемся в работе, с которыми знакомим и новых сотрудников. Этот документ позволяет решать все конфликтные ситуации в момент их возникновения...
Наталья Москвина, замдиректора автономной некоммерческой организации «Дальневосточный институт содействия общественному развитию»:
― … Наша профессиональная подготовка не про то, на каком языке мы говорим, а про то какую атмосферу создаём. Речь об эффекте солёного огурца – среды, попадая в которую, человек напитывается энергией. Мне кажется важным, независимо от того является ли лидер организации психологом или нет, удерживать смыслы, поддерживать их среди коллег и, время от времени, особенно в кризисной ситуации, актуализировать ценности общей деятельности и взаимодействиям.
… Если говорить о руководителях, то контроль – лишь одна из функций управления, наряду, например, с мотивацией сотрудников. Наша общая беда в том, что функция контроля гипертрофируется вопреки другим функциям руководителя. Поэтому хороший руководитель – это тот, кто гармонично сочетает разнообразные функции. Как бы ни был руководитель заточен на результат, в некоммерческой сфере именно человек является главным рабочим инструментом...
Ирина Решта, вице-президент по программным вопросам Межрегионального общественного фонда «Сибирский Центр Поддержки Общественных Инициатив»:
― … У меня особое мнение, деструктивное – совмещать полноценную семью и полноценную работу невозможно. Я в это не верю и как психолог понимаю определённые процессы, обращаю на них внимание, это позволяет выстраивать рабочий процесс более эффективно.
… Наши благополучатели – крайне чувствительная аудитория, но при этом сами часто нарушают наши границы…
Елена Жданова, руководитель специальных программ Совета муниципальных образований Пермского края:
― … У меня есть чёткое убеждение, если человек на своём месте – то это его страхует выгорания.
… Психологическое образование помогает научиться работать с самим с собой, даёт способность к саморегуляции. и в этом ты становишься примером для своей команды и благополучателей и можешь научить людей справляться с плохим настроением, плохой погодой, неудачами…
… За последний год 21 миллион людей подали гражданские иски ко второй половине граждан. Вроде бы цифра совсем не из нашей сферы, но общая напряженность у людей в стране растет, абсолютное большинство в напряженности в отношении друг к другу…
… Сейчас самая важная компетенция для некоммерческого сектора – не психология и не консультирование, а модерация, медиация среди благополучателей, среди благотворителей, партнеров и т.д. — настройка постоянной связи – это только первая ступень.
Все мероприятия коллекции событий Центра ГРАНИ «Выйти за грань» проходят в рамках проекта «Пространство решений для развития инновационного потенциала СОНКО в социальной сфере», реализуемого Центром ГРАНИ при поддержке Фонда президентских грантов.