В октябре этого года эксперты Центра ГРАНИ провели на Гражданском форуме в Хабаровске тренинг-погружение «Использование потенциала НКО для повышения качества услуг в сфере культуры». Речь шла о политике по разгосударствлению и передаче услуг НКО. Эксперты Центра ГРАНИ представили позиции ЗА и ПРОТИВ и варианты, руководствуясь которыми, можно использовать нововведения для развития своей организации.
Стоит отметить, что Центр ГРАНИ уже проводил аналогичный тренинг в апреле этого года в рамках обучающего семинара, на котором, в частности были презентованы «Исследование и разработка методических рекомендаций негосударственным организациям в сфере культуры (СОНКО) по их доступу к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление услуг и ведение деятельности в сфере культуры» (разработанные Центром ГРАНИ по заказу Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко/ Ссылка в комментарии к посту)
Однако хабаровский опыт показал немного иные результаты и вопросы, которые обсуждались в процессе обучения. Участниками тренинга на форуме в октябре в основном были не представители СОНКО, а сотрудники муниципальных учреждений культуры, позицию которых в отношении разгосударствления сектора можно назвать достаточно негативной.
Это связано в первую очередь с тем, что работники сферу культуры не отождествляют свою деятельность с оказанием услуг в принципе, и тем более – услуг в социальной сфере. Культура и искусство, в понимании представителей этой сферы и аудитории, акты сугубо творческие и не могут быть классифицированы как «социалка».
Второй аспект, который не менее важен - сфера культуры не воспринимает НКО как надежных партнеров просто потому, что раньше некоммерческие организации и учреждения культуры никак не пересекались. В сфере культуры в подавляющем большинстве нет негосударственных поставщиков, разве что некоторые услуги могут быть отданы на аутсорсинг.
Учреждениям культуры сложно доверять новым игрокам на рынке, так же, как и определиться, какие услуги могут быть переданы некоммерческим организациям.
«Сложно жить в эпоху перемен, - резюмирует эксперт Центра ГРАНИ, ведущая тренинга, Мария Оборина, - это революция для всех. И если в социальном обслуживании это уже привычно и более или менее распространено, то в других сферах: образовании, здравоохранении и особенно в культуре - встречает сопротивление».
Ситуацию удалось переломить во второй день, когда началось обсуждение более прикладных вопросов: основ экономики производства услуги, обеспечения качества услуг, просчет стоимости оказания, разработка стандарта услуги.