Зачем для государственного управления, решения вопросов местного значения и повышения качества жизни семей и людей отдельных самоуправлений важно использовать такой вид государственной и муниципальной детальности как поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций?
Казалось бы, для тех, кто занят некоммерческой деятельностью, ответ лежит на поверхности. Но по наблюдениям экспертов Центра ГРАНИ, ни один профессионал в государственном и муниципальном управлении, помимо общего описания того, какими формами поддержки можно поддерживать СОНКО до конца не понимает – зачем в принципе нужна поддержка некоммерческих организаций. Устранить этот пробел мы попытались на встрече с представителями некоммерческих организаций и профильных ведомств Тульской области. Просветительский ликбез состоялся в рамках проекта «Пространство решений для развития инноваций», реализуемого Центром ГРАНИ при поддержке Фонда президентских грантов.
«Есть всегда ощущение, что государственные и муниципальные служащие воспринимают СО НКО как пятое колесо в телеге: вроде бы с ними нужно советоваться в принятии решении, но, по мнению служащих, представители некоммерческих организаций не говорят ничего нового и не берут на себя ответственности. Но НКО берут на себя особый тип ответственности, – поясняет директор Центр ГРАНИ Светлана Маковецкая. – Она напрямую связана с уровнем жизни людей. Какие города выбирают люди для жизни, особенно молодёжь? Вопрос не в том, чтобы не отпускать желающих уехать. Вопрос в том, как создать в городе условия, чтобы они оставались жить здесь. Качество жизни иногда не зависит от объема бюджета. Речь о концепции «третьего места» (the third place) – создании мест, в котором человек может быть счастлив помимо дома и работы – это то, что сейчас является центром повестки дня для НКО и для тех, кто занимается развитием собственных поселений, сёл и городов».
В создании достаточного количества ассортимента того, чтобы человек сгодился здесь и сейчас в каждом конкретном муниципалитете во всём мире участие успешно принимают некоммерческие организации. Ожидается, что потенциальная роль НКО в решении городских вопросов со временем будет только возрастать. В России – в том числе, уже сейчас здесь существует 34 формы общественного участия граждан в вопросах местного значения. Всякому управленцу важно это учитывать, по возможности, избегая селекции НКО и коррупции симпатий. Рассказываем, в каких формах могут существовать некоммерческая деятельность и зачем они в публичном управлении.
НКО как одна из форм институтов гражданского общества
В некоторых случаях муниципалитет и даже государство не должны вмешиваться в решении вопросов местного значения. Люди могут самоорганизоваться, объединиться и самостоятельно инициировать те или иные действия. Такие объединения как правило хрупки и могут распасться в любой момент. Поэтому важно, чтобы эти объединения были с точки зрения права закреплены. В этой связи часть формальных институтов гражданского общества в институциональном аспекте – это некоммерческие организации, с которым власть может взаимодействовать и поддерживать.
Тут также стоит отметить, что качество государственного публичного управления во всем мире оценивается наличием сегментации. Например, можно ли оказывать услуги не всем многодетным семьям, а многодетным семьям разным категориям (семья, в которой все мальчики или семья, где папа – ушелец или не включается ни во что социальное). Такая сегментация возможна в тех случаях, если помогает внешний субъект. Государственный муниципальный служащий может придумать эту сегментацию только как некую модель – чем, собственно, и занимаются экономисты или правоведы, в случае если возникает необходимость исполнить те или иные поручения.
Кто является инструментом внешней настройки? НКО подходят для этих целей как никто другой. Главное муниципальным и государственным служащим выстроить с ними грамотный диалог и взаимодействие.
НКО как один из инструментов реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования
Если муниципальный служащий серьёзно и профессионально относится к тому, как формируется программа, то он знает, что есть два варианта – «Стратегия роста» и «Стратегия развития». Логика «Стратегии роста» проста: чем больше некоммерческих организаций, тем лучше – в некоторых ситуациях это так и есть. Например, есть люди, которые постоянно одинокие – это выпускники детских домов, вышедшие из тюрьмы, престарелые и нужно чтобы они объединялись с такими же как они, так они смогут генерировать общий заказ на работу и друг для друга создавать клубные дела.
В других случаях муниципалитету не нужно большое число НКО, потому что чем больше некоммерческих организаций, тем больше они претендуют на «бюджет». В экономике есть специальный термин – перераспределительная коалиция – когда есть группа людей, которая видит только себя и только свои задачи. Задача такой группы людей, объединения или некоммерческой деятельности – перераспределить бюджет как можно больше в свою сторону. Как правило, это многодетные, люди с инвалидностью, ветераны. Наличие таких групп – это не плохо и не хорошо. Плохо, когда в муниципалитете существуют только перераспределительные коалиции. Хорошо, когда есть и те, и другие НКО: мамы с колясками никогда не поймут автомобилистов, потому что они бьются за один и тот же ресурс, который называется свобода площадь и что там разместить – парковку или детскую площадку. В этом, кстати, примере важен ещё третий субъект, не вовлечённый в решении вопроса и занимающий нейтралитет, но который бы предложил конструктивное предложение – этот третий и есть государственный или муниципальный служащий.
НКО как носитель или исполнитель социальных услуг
В некоторых случаях некоммерческие организации являются просто носителями или исполнителями или инструментами реализации отдельных форм. Сейчас это ярко видно на примере социального заказа – реформы бюджетного сектора. Закон о социальном заказе уже принят, но многие до сих пор не понимают, как его использовать в части взаимодействия с НКО. В первую очередь, нужно определить сколько услуг, какого качества и на какие деньги муниципалитет собирается оказывать на следующий год. Дальше – определиться, будут ли это услуги производить муниципалитет самостоятельно (в подведомственной сети за счет бюджетного задания) или станет закупать у поставщиков социальных услуг (в том числе – НКО).
Закупку услуг сейчас уже прошли 6 пилотных регионов, в 2021 году такая возможность появилась ещё у 10 регионов. Это такие крупные регионы, как ХМАО, Московская область, Ярославль, Калининград, Красноярск, Великий Новгород. Однако даже там у многих управленцев есть установка, что проще и удобнее работать самим, потому что уже знают, как работать с подведомственными организациями. Однако полевые исследования (которые проводились в том числе экспертами Центра ГРАНИ) показали, что есть огромное количество непокрытого спроса. Этот спрос генерируют те, на кого муниципалитет как правило не реагирует вовсе. Например, в ХМАО нет очередей в детские садики, все муниципалитеты справляются. Но при предметном изучении вопроса, выясняется, что детей в детсадах меньше, чем их есть в городах. Их не водят в детсады, потому что в тех или иных садах нет логопедов, преподавателей иностранных языков, нет музыкального уклона и т.д.. Это довольно дорого, чтобы каждый детский сад мог такое производить. Но что если государственный муниципалитет в среднем будет производить приемлемое качество, а кто-то в это качество добавит своё? Этот кто-то и есть негосударственные поставщики социальных услуг, в числе которых – СО НКО и которые могут обеспечить логопеда, учителя языков или музыкального работника в каждый детский сад.
Кстати, в части реализации социального заказа НКО могут выступать не только как поставщики соцуслуг, но и как «переводчики на народный» всех нововведений законопроекта, как защитники потребителей этих самых услуг, вести общественный контроль этих услуг. И, что важно, в социальном заказе – он позволяет заявляться на конкурс соцуслуг партнёрствам. Это могут быт партнёрства как между НКО, так и НКО с муниципалитетом. Такие партнёрства позволят тому же ХМАО организовать базовые муниципальные сады, но дополнительными опциями в виде уроков музыки и иностранного языка.
«Здесь НКО нужны как часть бюджетной реформы и как возможность применить более гибкий инструмент. При этом их не следует субсидировать напрямую – НКО нужно поддерживать не потому, что нужно поддерживать НКО. Они нигде не являются целью. Они являются средством, они являются механизмом, одним из инструментов для достижения тех задач, которые есть у муниципалитетов, – создании достаточного количества ассортимента того, чтобы человек жил в комфортных условиях», - подчёркивает Светлана Маковецкая.