Празднование 10-летия Центра ГРАНИ прошло под разговоры о ценностях и смыслах. С речами в защиту своих идеалов выступили лидеры пермского некоммерческого сектора и гости из других городов.
Вот тематические поводы их выступлений: страх и свобода, богатство и достоинство, между иерархией и автономией, гордость и предубеждение, семья и даже бессмысленность чтения художественной литературы.
Самым провокативным оказалось выступление городского активиста Дениса Галицкого о пустоте траты времени на чтение художественной литературы.
– Зачем вообще люди читают? Во-первых, чтобы испытать чувства, которые сам человек не испытывал. Особенно характерно это в случае женских романов. Во-вторых, убийство времени за интересным сюжетом. Это свойственно людям, которые часто находятся в пути. Оставляю за скобками людей, которые читают ради эстетических переживаний и любят текст как таковой.
Для себя я решил, что чужие чувства мне не нужны, потребности в убийстве времени тоже нет. Рациональным доводом в пользу художественной литературы может быть усвоение шаблонов поведения, того как вести себя в той или иной ситуации. Но кино сегодня справляется с этой задачей гораздо лучше.
Исходя из всего этого, я не вижу реальных перспектив дальнейшего развития художественной литературы. Я допускаю, что в юности стоит её почитать, но нынешнее поколение уже смотрит видео.
Академической риторики мероприятию добавил эксперт центра ГРАНИ и профессор кафедры политических наук ПГНИУ Константин Сулимов, рассказав о том, что не стоит бояться иерархий.
– Мне кажется, что в общественном сознании автономия – это всё хорошее: свобода, самостоятельность, устойчивость, демократия, творчество, гражданское общество и т.д.; иерархия же включает в себя всё самое страшное: власть, насилие, подчинение, несвободу, график, дисциплину и т.д.
Однако само их противопоставление не выдерживает никакой критики и является ложным. Это лишь полюса аналитической шкалы или две стороны одной медали. Иерархия невозможна без автономии. Она выстраивается как раз между отдельными, автономными субъектами. Другими словами, если есть хоть какое-то разделение, то есть и автономия.
В чём ещё проблема такого жёсткого и мифологического противопоставления в головах людей? Они препятствует, например, при необходимости коллективных действий, партнёрстве, соуправлении. В этом случае возникает инстинктивное желание взаимодействовать только с равным или тем, кто слабее, но становится очень сложно сотрудничать с теми, кто сильнее. Хотя иерархия это простое упорядочивание тех или иных процессов. Одним словом, не стоит её бояться.
О ценности традиционного понимания семьи рассказала директор Фонда развития города Тюмени Вера Барова.
– Семья сегодня нуждается в защите общества, потому что нормальная классическая семья получила унылое наименование патриархальной. Но я вижу силу и волшебство в том, когда за богатым столом собираются 15 родственников, а такое возможно только при традиционном понимании семьи.
Размышлениями о том, как выстраивать иерархию личных ценностей между страхом и свободой поделилась уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина.
– По своей работе я вижу, что в людях сегодня становится больше страха. Они часто указывают на нарушения, но при этом просят оставить их сообщения анонимными. Я уверена, что при этом нет никакой реальной угрозы, но человек предпочитает уйти в сторону и не принимать самостоятельных решений.
Я не могу однозначно ответить, может ли ценность свободы быть абсолютной и неизменной по отношению к другим ценностям. Теперь я иначе смотрю на обращение ко мне человека из маленького городка, который понимает ценность собственной свободы, но рискует ради неё работой и положением, а значит и благополучием своей семьи, и делает выбор в пользу ценностей дома.
В конце концов, я пришла к выводу, что определять иерархию ценностей – это тоже право человека. Если под влиянием внешних факторов, обстоятельств, авторитетов я делаю выбор в пользу одних, а не других ценностей, но по своей воле, то это уже выражение свободы.
Мнением о том, что бедность скорее порок, чем достоинство поделился председатель Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев.
– В России есть поговорка: «бедность не порок». Я бы её дополнил: бедность не порок, но и не достоинство. Бедность приводит человека к объективной зависимости, а когда мы зависимы, когда не живём, а выживаем – нам не до достоинств.
Поэтому нравственный долг любого человека заключается в том, чтобы не быть бедным. При этом важно не путать личное достоинство с человеческим. Первое связано с понятием чести, которая, как известно, дело каждого, её мы зарабатываем своей жизнью. А с человеческим достоинством мы рождаемся. При этом чёткого понимания того, что под ним понимается не найти. По-моему мнению, человеческое достоинство – это когда человек живёт по-человечески (с учётом того, что это в себя включает в данном обществе), то есть имеет определённый уровень жизни.
Пользуясь правом распорядителя вечера, закончила серию аксиологических стендапов директор Центра ГРАНИ Светлана Маковецкая вопиюще женской темой: «Гордость и предубеждение».
– Я горжусь, когда, вдруг, получается взаимодействовать слегка иронично. Я предубеждена (против), когда рядом понятное опасное, когда взаимодействуют без рассуждений в манере, не требующей возражений, и готовы взять ответственность за тебя. Я предубеждена, что ценностный (пусть даже пост-модернистский) фаст-фуд не создаёт жизни, не даёт возможности свободного творчества. Ко всему реальному собственному нужно прорываться постоянно возобновляющимся и никогда ничего не гарантирующим личным усилием мысли, действием.
В нашей душевной жизни всегда есть мёртвые отходы, люди, чужие мысли, идеи, необходимость действовать, реагируя на внешние сигналы. Я всегда должна отличать это мёртвое. Оно стремится занять всё пространство жизни, не оставляя места для живого чувства, мысли, для подлинной жизни. Я горжусь, что именно поэтому мы так сопротивляемся простому присоединению к чему-то и к кому-то. Мы не можем навязать, но мы можем соблазнить возможностью поучаствовать. Именно отчётливость, не пошлость и продуктивность, успешность, богатство будут твоим резоном, чтобы перетянуть вялотекущую, болтающую где попало и о чём попало повседневность на свою сторону.
Держать спину не попса, стоит дорого, платим временем, покоем, удобством, иногда приятельством, а кто сказал, что будет легко? Главное втянуться, хорошо натренированное чувство стиля превращает нас в собранных людей, умеющих делать как надо. Умение держать спину не значит, что человек хороший. Это всего лишь означает, что человек не даёт размножаться расхристанности и негодяйству. Я уверена, что быть светлым – это выбор, а не обстоятельства.