На черновик


13 июня 2021

В последний день весны, 31 мая, в Пермском классическом университете состоялся ЛАБОРАТОРНЫЙ ДЕНЬ «Грани эффективности: российские эндаумент-фонды и способы оценки их деятельности».

Лабораторный день прошёл на площадке «Дома эндаумента» — межрегионального центра знаний по целевым капиталам и другим инструментам финансовой устойчивости некоммерческих организаций при Пермском госуниверситете. Центр знаний — это не просто место или онлайн-площадка. Это сообщество экспертов и профессионалов и комплекс разных ресурсов, направленных на создание и развитие эндаументов. Команда проекта «Пространство решений для развития инновационного потенциала СОНКО в социальной сфере», реализуемого Центром ГРАНИ при поддержке Фонда президентских грантов, является постоянным партнёром центра знаний. В этом году мы вновь помогли сделать лабораторный день интересным и продуктивным.

«Мы помогли разработать программу лабораторного дня и провести одну из лабораторий, связанную с кейсами. Коллеги хотели поговорить про социальную результативность, экономическую эффективность и фандрайзинг, связанный с эндаументами», - рассказывает Анна Фадеева, эксперт Центра ГРАНИ.

В 2019 году эксперты Центра ГРАНИ уже участвовали в подготовке лабораторного дня для российских эндаумент-фондов, организованного центром знаний «Дом эндаумента». В рамках этого мероприятия был специально написан проблемный кейс по истории одного из эндаумент-фондов, который затем решали участники. В этом году было решено провести кейс-лабораторию наоборот: участники сами писали кейсы про свои эндаумент-фонды и проблемы, с которыми они сталкиваются. В итоге получилось собрать банк разных историй про фонды целевого капитала для последующих разборов и решений.

«Фонды целевого капитала создаются, чтобы обеспечить устойчивое финансирование и бесперебойную работу некоммерческих инициатив и проектов в долгосрочной перспективе — на десятки лет. Взносы и пожертвования, направленные в эндаумент-фонды не могут быть потрачены напрямую на программы фондов. Они передаются в профессиональную управляющую компанию, которая инвестирует доверенные средства, чтобы получить доход. А на вырученную сумму финансируются проекты и инициативы некоммерческой организации, – поясняет Анна Фадеева. – Культура эндаумента непосредственно в Перми пока не сильно развита. Эндаумент-фонды есть в нескольких университетах, самый известный из них – эндаумент-фонд ПГНИУ. Есть две-три некоммерческих организации, которые находятся в процессе создания эндаумент-фонда, либо активно об этом думают. На лаборатории были также представители двух муниципалитетов Пермского края, которые хотят создать у себя эндаументы местных сообществ. Остальные участники – гости из других регионов».

В числе участников лаборатории оказались очень разные люди – представители некоммерческих организаций, которые находятся сейчас в процессе создания целевых фондов, представители высших учебных заведений, у которых своя проблематика, и жители местных сообществ, решивших создать эндаумент-фонды. Такое разнообразие участников позволило набросать черновики типичных кейсов по созданию и развитию всех трёх вариантов фондов. И обозначить их основные проблемы и вопросы:

Черновик типичного кейса №1. Основная проблема создания эндаумент-фонда в некоммерческой организации связана с тем, что в организацию поступает адресная поддержка конкретной программы. Как перенаправить эти деньги, чтобы накопить несколько миллионов для создания эндаумент-фонда? Не будут ли в результате обескровлены сами программы и проекты организации? Где и как искать новых доноров, которые будут жертвовать именно в эндаументы?

Черновик типичного кейса №2. Проблемы и вопросы создания эндаумент-фондов местных сообществ лежат в русле конкуренции территорий между собой внутри одного муниципалитета, в том числе политической конкуренции. Если в эндаумент-фонд поступают деньги от одного мецената, то другие, люди иных идей и взглядов, могут отказаться поддерживать этот фонд. Как найти равновесие? Как убедить оппонентов, что фонд местного сообщества создаётся на благо всей территории целиком, а не в интересах отдельных людей или площадок.

Черновик типичного кейса №3. Фонды целевых капиталов университетов уже существуют десятки лет, но с проблемами тоже сталкиваются. Например, 15 лет назад был создан эндаумент-фонд, который собрал 10 миллионов рублей, и после этого больше никто не вспоминает про фонд. Нет команды, которая бы им занималась развитием и дальнейшим сбором средств, порой обнаруживается, что никто не знает про эндаумент даже в самом университете. В результате люди разочарованы, потому что не видят никакого эффекта и не понимают, как этим эндаументом можно пользоваться.

Эти и другие истории участники подробно описали в своих кейсах на лаборатории и попробовали предложить решения. В ближайшее время все черновики будут переписаны для создания банка кейсов по созданию и развитию фондов целевых капиталов.

Поделиться: