Эксперты Центра ГРАНИ внимательно изучили проект указа президента о политике сохранения и укрепления традиционных российских ценностей. Даже если оставить за скобками небезусловность зафиксированных традиционных ценностей, требующих сохранения, то всё равно к содержанию документа остаётся множество вопросов.
Речь идёт о проекте указа президента «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (далее «Политика»). Прежде всего стоит отметить, что предложенная в документе «Политика» полностью продолжает Cтратегию национальной безопасности (далее «Стратегия»). В свою очередь характер «Стратегии» предполагает минимизацию внешних угроз, где защита традиционных ценностей становится одновременно и одним из рубежей, и инструментом обеспечения национальной безопасности. Однако существует не менее традиционные для России ценности самостоятельности, поиска нового, стояния за правду, готовности жить рядом с иным (например, с иными традиционными религиями, народами России и т.д).
Вдали от современного мира, уход в ценностную резервацию
Однако авторы из всех стратегических документов, где так или иначе обозначаются национальные ценности и цели государственного, и общественного развития выбрали лишь «Стратегию национальной безопасности». Не учтены оказались другие документы, фиксирующие ценности, требующие сохранения и укрепления. Более того, из самой «Стратегии» взяты за основу лишь те её положения, которые направлены на «охранительсво», в ущерб целям развития. Тем самым, предлагаемая «Политика» строится вокруг «требований» безопасности и искусственно создаёт водораздел между теми, чью деятельность можно соотнести с обозначенным в «Политике» ценностями и теми, чьи представления о тех же традиционных ценностях расходятся с позицией авторов «Политики». В результате у нас возникают опасения за возможности реализации прав на участие в культурной жизни тех, кто окажется исключён из ценностного круга, зафиксированного в «Политике».
Светлана Маковецкая, председатель постоянной комиссии по развитию институтов гражданского общества СПЧ:
— Некоторый «культурно-бюджетный» аспект «Политики» явно «перекошен» в сторону только охранения, а не развития и укрепления (как звучало в обсуждениях от имени разработчиков: «Никто не запрещает Вам думать и делать, что хотите, но за счёт бюджета мы будем охранять и продвигать именно эти ценности»). Как минимум документ не добавляет ясности как «Политика» в отношении защиты именно этих традиционных ценностей будет способствовать достижению других значимых для общества и государства целей и интересов. В этом случае традиционные российские ценности становятся лишь инструментом сдерживания западного (прежде всего североамериканского) влияния в сфере культуры – что вообще-то умаляет их значимость. Но ещё более важен отказ от восприятия культуры как платформы для общественного развития, её смещение в принципы «охранительства», что лишает нас возможности для скачка, инновационного прорыва в субстанциональных элементах мировой культуры, которым всегда было место в нашей культуре (все помнят, что даже для Олимпиады в Сочи активно использовался образ понятного всему миру российского авангарда). Документ должен бы сделать шаг вперёд, рассматривая потенциал российских ценностей для современного мира, а не фактический уход в ценностную резервацию (при этом разработчики проекта склоны подчеркивать роль России в общемировом культурном развитии. Так в пункте 8 раздела II указывается на недопустимость игнорирования позитивного вклада России в мировую историю и культуру).
Бессодержательные предложения
Как было отмечено в начале, проект «Политики» не оригинален (в отношении формулировок ценностей, а также целей и задач государства в этой сфере) и тесно увязан со «Стратегией», которая была подписана президентом в июле прошлого года. Новациями «Политики» являются только инструменты её реализации, в частности определение органа межведомственной координации и наделение его необходимыми полномочиями.
Константин Сулимов, эксперт Центра ГРАНИ:
— Однако сформулированные инструменты реализации «Политики» имеют самый общий характер, и являются очевидными в контексте действующей системы государственного управления в России, поэтому не нуждаются в таком закреплении. Определение органа межведомственной координации с полномочиями также не требует формулирования «Основ государственной политики…», а может быть решено более экономным образом. Соответственно, сам документ в нынешнем виде избыточен и не нужен.
Балансировка ценностей
В общих положениях «Политики» делаются прямые отсылки и к Указу Президента от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Им предписывается учитывать при разработке национальных проектов и программ необходимость: воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций; укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации. При этом остается непонятным, каким образом в «Политике» учтены эти и другие положения этого и других указов президента. Также непонятно, как «Политика» в отношении традиционных ценностей будет способствовать достижению других значимых для общества и государства целей и интересов, касающихся, например, ценностей поддержания гражданского мира. При том, что само обсуждение «Политики» превратилось в непрекращающийся скандал, который может стать отправной точкой расширения гражданских разногласий.
Мы по-прежнему полагаем недопустимым включение в число потенциальных угроз культурной ситуации в России любых иностранных некоммерческих организаций как инициаторов любых просветительских мероприятий (развернуто этот тезис обозначен в нашем отзыве на проект «Политики»).
Разработчики «Политики» явно противопоставляют деятельность иностранных некоммерческих организаций, являющихся неотъемлемой частью современной мировой культуры, выступающих с общецивилизационными культурными инициативами (например, концертная, выставочная деятельность, сохранение культурных ценностей) на территории Российской Федерации, деятельности любых российских организаций в сфере формирования мировоззрения граждан для обеспечения гражданского единства.
Без внимания разработчиков «Политики» остаётся взаимодействие российских лиц с иностранными некоммерческими организациями, в т.ч. из стран ближнего Зарубежья, а также совместная реализация проектов на международном уровне с участием международных и иностранных некоммерческих организаций, что приводит к необоснованному ограничению гарантированного Конституцией РФ права граждан на объединение.
Ранее мы давали оперативную ценностно-правовую оценку, готовящейся «Политике».