Сглаживание препятствий: как обсуждение Положения «О едином реестре СОНКО» помогает снижать административные барьеры


2 июля 2021

В Общественной Палате (далее ОП) России обсудили риски и возможности, связанные с готовящимся положением о едином реестре социально ориентированных некоммерческих организаций (далее СОНКО). 

Напомним, в апреле 2021 года принят закон о создании единого реестра СОНКО, который предполагал внесение изменений в Налоговый кодекс РФ. Теперь конкретной проработкой дальнейших шагов по реализации закона занимается Минэк. Ведомство подготовило проект Положения о порядке ведения реестра СОНКО, которое в дальнейшем утверждается Постановлением Правительства РФ. Сейчас документ проходит широкое обсуждение на разных площадках, например, на портале regulation.gov.ru, в федеральной и региональных Общественных палатах, в рамках экспертных обсуждений и круглых столов.

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке СОНКО Елена Тополева-Солдунова

В начале обсуждения Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке СОНКО Елена Тополева-Солдунова отметила, что от предыдущих в единый реестр перекочевала лишь одна мера поддержка, не привязанная к периоду пандемии ― налоговые вычеты для доноров НКО, включенных в реестр. «Безусловно, она важна для некоммерческих организаций и бизнеса. Но никто не говорит, что в дальнейшем перечень этих мер не может быть расширен», ― отметила председатель профильной комиссии ОП. Кроме того, по её словам, реестр может стать основой для сбора данных о СОНКО для лучших представлений о контурах и очертаниях некоммерческого сектора в целом по аналогии с реестрами субъектов малого и среднего предпринимательства.

Затем с одним из ключевых докладов выступила директор Центра ГРАНИ Светлана Маковецкая. Она представила экспертные замечания к проекту положения Минэка, озвученные на седьмой летучке руководителей 18 ресурсных центров РФ совместно с заместителем директора Департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Минэка Еленой Иваницкой. Ознакомиться с ними можно здесь.

Сейчас мы бы хотели акцентировать внимание на важности обратной связи по поводу  подобных инициатив. По нашему мнению широкие предварительные обсуждения могут существенно снизить издержки по внедрению нового реестра для всех участников процесса.

Константин Сулимов, эксперт Центра ГРАНИ, руководитель направления «Мониторинг деятельности органов исполнительной власти»:

― Как правило при принятии решений государственными органами заинтересованные группы могут отреагировать через разные каналы обратной связи (в том числе через портал regulation.gov.ru) на новую инициативу государства. Они могут в своих высказываниях целить в общественный интерес, в который может быть «вложен» интерес групповой. Кстати, различные риски, барьеры, дополнительные издержки и прочее, как правило, и связаны с групповыми интересами, но они, конечно, могут иметь и общественное значение. Могут использоваться разные механизмы, например, оценка регулирующего воздействия, суть которого примерно та же — оценить целесообразность и издержки нового регулирования той или иной сферы.

На уровне административно-идеологических установок такого рода процедуры оценки на старте принятия новых решений стали общим местом в управленческой культуре. Базовая схема тут проста: для решения той или иной проблемы вводится новое регулирование, значит нужно определить: достигнет ли оно искомой цели; разумна ли сама цель; можно ли решить эту проблему иначе, чем предложено изначально; создаются ли при её решении новые трудности для разных субъектов и разумны ли они, не создаются ли новые проблемы, которые могут быть тяжелее и сложнее старых. В том числе необходимо анализировать возможность возникновение административных барьеров для заинтересованных групп и минимизировать их. Иначе предлагаемые меры могут ухудшить ситуацию, вместо того, чтобы улучшить её. 

Справка: В 2020 году во время пандемии федеральное правительство разработало два реестра, попадание в которые позволяло рассчитывать некоммерческим организациям на господдержку во время кризиса (первый ― с СОНКО, чья деятельность поддержана за счёт федеральных и региональных средств, второй ― с СОНКО, пострадавшими из-за ограничений во время пандемии). Сейчас на их основе создается единый реестр, который может стать окном возможностей, с одной стороны, для НКО, которые ещё не включены ни в один из них, с другой, для инфраструктуры поддержки НКО в целом, расширив имеющийся пакет мер поддержки.