В столице Башкортостана прошёл Всероссийский семинар-совещание по управлению пилотными проектами государственных (муниципальных) социальных заказов в социальной сфере. В течение двух дней, с 28 по 29 июля, представители органов муниципальной и государственной власти 33 регионов РФ обсуждали подходы к внедрению госзаказов и успешные практики реализации пилотов в своих территориях.
Социальный заказ – это привлечение института гражданского общества, некоммерческих организаций к выполнению очень важных социальных задач, которые в силу неповоротливости или чрезвычайной занятости государственных структур не могут успешно реализовываться. Пилотный проект стартовал в прошлом году, в нём приняло участие 16 регионов страны. В 2022 году их количество выросло до 30. Ожидается, что в следующем году к проекту подключатся ещё четыре региона.
Обсудить масштабы реализации проекта – по официальным данным в этой сфере уже задействовано около 5 миллиона человек – предложил федеральный Минфин в формате единого для всей страны семинара-совещания и работой в тематических секциях. В качестве модератора одной из секции выступила директор Центра ГРАНИ Светлана Маковецкая, темой секции стало «Обсуждение реализации Федерального закона по направлению социального обслуживания и предложений в данной сфере».
Акцентом обсуждения стал социальный сертификат – новый инструмент, гарантирующий потребителю право выбора исполнителя услуг. Схожая с социальным сертификатом модель организации оказания услуг в сфере социального обслуживания позволила приравнять в рамках федерального законодательства индивидуальную программу и социальный сертификат. В рамках апробации закона о госсоцзаказе сложилась практика использования социального сертификата в сфере социального обслуживания. Так, по итогам 2021 года в Московской области, Красноярском крае, Калининградской области было выдано более 75 тысяч социальных сертификатов.
Участникам секции было предложено обсудить три ключевых вопроса:
- Обеспечивает ли использование социального сертификата в сфере социального обслуживания создание единого правового поля для организации оказания социальных услуг?
- Созданы ли условия для равного финансированию государственных и негосударственных исполнителей?
- Какие проблемы в сфере социального обслуживания требуют решения для повышения эффекта от внедрения новых инструментов?
и проблемы, связанные с бюджетированием, цифровизацией, организацией оказания услуг и коммуникацией с целевыми аудиториями, которые были сформулированы по результатам рассмотрения опыта регионов, апробирующих механизмы социального заказа в сфере социального обслуживания. Ко всем из них были предложены уже готовые решения. Задача участников заключалась в том, чтобы найти альтернативные решения, выработать согласованную позицию по органам власти и (или) организациям, которые могут реализовать предлагаемые решения, и определить приоритетные решения, которые позволят достичь результата от внедрения механизмов, предусмотренных Федеральным законом № 189-ФЗ.
Все озвученные в ходе работы тематической секции предложения направлены для реакции и работы в подведомственные министерства.