На 22-м Петербургском экономическом форуме впервые обсудили проблемы российского некоммерческого сектора. Одним из участников обсуждения и единственным представителем Пермского края на форуме стала директор Центра ГРАНИ Светлана Маковецкая.
Проблемы некоммерческих организаций в России стали предметом дискуссии сразу на двух площадках Петербургского экономического форума. Первая была посвящена роли «третьего сектора» экономики в социально-экономическом развитии России. Вторая секция называлась «Государство и общество: новые подходы к открытому диалогу». На каждой из них в качестве спикера выступила директор Центра ГРАНИ Светлана Маковецкая.
Антибарьерное партнёрство с бизнесом
Выступая на первой площадке, в качестве ключевой проблемы «третьего сектора» Светлана Маковецкая выделила наличие административных барьеров, несопоставимых, например, с малым и средним бизнесом, где они существенно ниже. Однако, по её словам, некоммерческие организации и бизнес могут объединить усилия и заключить антибарьерное партнёрство. А имеющаяся инфраструктура поддержки бизнеса может использоваться и для развития НКО. «Возможно, нам стоит объединиться с предпринимателями в некое антибарьерное партнёрство. В любом случае снижать барьеры в социальной сфере необходимо активнее, чем в других областях. В Пермском крае мы провели административно-финансовую гильотину и сократили сроки оказания госуслуг бизнесу на 512 дней. Это инструмент, который можно использовать уже сейчас и в «третьем секторе». Стоит сокращать число административных структур, которые занимаются некоммерческим сектором или ввести специальное окно для НКО в многофункциональных центрах. Стоит указать уполномоченному по защите прав предпринимателей, что НКО являются, в том числе, и его аудиторией», – отметила в своём выступлении Светлана Маковецкая.
Кроме этого, по мнению Светланы Маковецкой, статистическая отчётность, в объёмах, в которых она собирается с НКО, не собирается с малого и среднего бизнеса. Позже генеральный директор, Фонда президентских грантов Илья Чукалин согласился, что у малого и среднего бизнеса сегодня больше различных форм поддержки, начиная от заёмного финансирования и инфраструктурной поддержки, заканчивая меньшими регуляторными изъятиями.
Ещё одной сложностью, по мнению директора центра ГРАНИ, является работа некоммерческих организаций с правилами, которые им частично не понятны, частично не соразмерны. Поэтому для перевода на народный язык информации необходимой для НКО существуют специальная инфраструктура в виде ресурсных и образовательных центров.
Рутинизация обратной связи
На секции «Государство и общество: новые подходы к открытому диалогу» обсуждались механизмы активного и содержательного вовлечения гражданского общества в процесс принятия решений.
По мнению Светланы Маковецкой, ключевым вопросом здесь является рутинизация обратной связи в профессиональной и регламентной обыденности чиновников. «Обеспечение «вменных» органам власти взаимодействий в виде всех этих нулевых чтений, консультаций по регламентам, экспертизы решений и т.п. до сих пор не оформлены и не организованы в качестве устойчивой государственной функции – что-то типа универсальной государственной услуги. Большинство государственных служащих, принимающих «обратную связь» не имеют практической и регламентированной процедуры, позволяющие использовать её результаты и информировать об этом заинтересованные группы. Чиновники в большинстве своём попросту не знают, что им делать с полученными от активных групп и экспертов результатами, и как именно выглядит искомая «подотчетность». Т.е. как вклад в решение проблемы, надо «специфировать» эту государственную услугу», – отметила в ходе выступления Светлана Маковецкая.
Однако и гражданам есть, куда расти, а в госуправлении снижать барьеры входа – считает Светлана Маковецкая. «Граждане в свою очередь так и не освоили все эти механизмы, в т.ч. и из- за их в целом незначительной полезности для решения проблем, люди не хотят тратить время на изучение правил взаимодействия, документов или консультации с экспертами. Как я полагаю, остро стоит проблема гражданской грамотности населения в части участия в принятии решений. Ни школа, ни ВУЗы не формируют эту грамотность. В школе невозможно услышать про городской бюджет, про влияние на жизнь горожанина долговременных пространственных стратегий – всех этих генпланов и т.п.», – пояснила Светлана Маковецкая.
Кроме того, по её мнению публично подчеркивается эффективность «архаичных», но действенных способов решить проблему: прямые ходоки и жалобы «самому главному». «Необходимо снизить барьеры «входа в участие» и сделать зримой полезность. Не только государственными действиями, но и негосударственными инициативами (есть примеры)», – подчеркнула Светлана Маковецкая.
Фотографии с сайта "Петербургского экономического форума"