Реализация проекта «Ресурсного центра поддержки гражданского участия в реформе бюджетной сферы и публичного управления» направлена на преодоление разрыва между существующим потенциалом и результативностью социально ориентированных НКО и создающимися возможностями гражданского участия в реформировании государственного (муниципального) управления и бюджетной сферы. Проектная деятельность подразумевает создание условий для развития ассортимента деятельности, повышения эффективности и организационной устойчивости участия в реформировании социально-ориентированных НКО, в т.ч. через реализацию поддержки пилотной активности в 8 субъектах Российской Федерации (включая опорный регион проекта – Пермский край).
Цель проекта заключается в том, чтобы с помощью консультационной, методической, информационной и коммуникационной поддержки сделать более эффективной, надежной, прозрачной, подотчетной, этичной и профессиональной деятельность социально ориентированных НКО в качестве участников мероприятий реформирования публичного управления и поставщиков социальных услуг для особенно уязвимых групп населения; увеличить предсказуемость, устойчивость, активность и результативность гражданской практики по защите социально-ориентированными НКО интересов своих целевых групп через участие в реформировании бюджетной сферы и публичного управления.
Полученные общедоступные ресурсы и успешный опыт, представленные на федеральном и межрегиональном уровне, могут снизить барьеры входа в новую деятельность для НКО других регионов России.
Цели проекта будут достигнуты путём реализации следующих задач:
создание модельных решений и практических примеров региональной практики формирования правовых и организационных условий для вовлеченности негосударственных некоммерческих акторов в развитие ассортимента, качества и доступности социальных услуг и новых административных процедур для особенно уязвимых групп населения российских городов и сел,
развитие потенциала некоммерческих организаций, как поставщиков социальных услуг и участников мероприятий административной реформы, на основе увеличения их профессионализации и развития механизмов управления качеством деятельности;
увеличение готовности НКО инициативно и по приглашению органов власти и местного самоуправления к новым формам взаимодействия органов власти и НКО, заложенных в концептуальных документах административной и бюджетной реформ (в т.ч. к проведению гражданских экспертиз решений, нормативно-правовых актов и публичных докладов, а также к развитию новых консультационных механизмов органов власти и местного самоуправления, включая общественно-консультативные механизм, панели экспертов и т.п.);
повышение роли общественных организаций в оценке качества социальных услуг и прозрачности системы их предоставления, в т.ч. через развитие практики вовлечения граждан в общественный контроль за качеством и доступностью социальных и административных сервисов на местном и региональном уровне;
развитие процедур, повышающих качество деятельности социально-ориентированных НКО: аудит процессов и стратегий, развитие новых форм управления, обучение диверсификации источников финансирования за счёт участия в государственных конкурсах на оказание услуг и исполнение работ, развитие экспертного потенциала;
развитие практики подотчетности НКО - участников мероприятий реформирования и производителей социальных услуг - перед их получателями и партнерами, расширение сферы прозрачности в секторе, в т.ч. через принятие стандартов доступности сервисов, саморегулирование, развитие практики защиты прав потребителей;
создание базы решений и кодексов лучшей практики, формирование среды коммуникации и проведение гражданских экспертиз (в т.ч. антикоррупционной экспертизы НПА, заключений по проектам административных регламентов, проверке результативности органов власти, отраженной в публичных докладах, оценке регулирующего воздействия на положение целевых групп, продуктивности новых электронных процедур и т.п.).
Ресурсный центр подразумевает формирование подходов и реализацию практики поддержки НКО (и их сетей) в целевой сфере в следующих направлениях поддержки:
1. Информационно-аналитическая поддержка.
Данное направление реализуется через следующие виды регулярной деятельности:
- проведение исследований (сбор и анализ информации);
- обеспечение доступности результатов для НКО;
- систематизация материалов (создание общедоступной библиотеки, формирование кейсов «лучшего опыта»);
- распространение информации (издание постоянного бюллетеня, ситуационные рассылки, функционирование Интернет-сайта, электронного форума и пр.).
2. Консультационно-обучающая поддержка.
Данное направление реализуется через следующие виды регулярной деятельности:
- обучение (создание комплекса учебных материалов и работа с группой будущих консультантов в регионах);
- функционирование консультационно-методической службы для регионов (консультирование плановое и по запросу, текущая поддержка, наставничество);
- организация стажировок и практических мастерских.
3. Поддержка партнёрств.
Данное направление реализуется через следующие виды регулярной деятельности:
- функционирование центра субконтрактации (поддержка кооперации при реализации региональных проектов, в частности при проведении общественного мониторинга и общественной экспертизы в регионах);
- формирование панелей экспертов (внутри регионов и межрегиональных);
- поддержка совместных проектов.
3. Коммуникационная поддержка.
Данное направление реализуется через следующие виды регулярной деятельности:
- просветительская работа, направленная на увеличение доверия и создание благоприятной информационной среды;
- информирование заинтересованных групп;
- продвижение информационной среды данного проекта.
Суть проекта заключается в том, что Центр ГРАНИ существующий и развивающийся как ресурсный центр, инициирует комплекс взаимосвязанных концентрированных действий, результатом которых станет как новое качество деятельности НКО, включенных в проект, так и создание центров распространения практики поддержки НКО в регионах.
Проект реализуется в 8 субъектах РФ: Пермский край, Санкт-Петербург, Москва, Республика Татарстан, Рязанская область, Воронежская область, Краснодарский край, Ростовская область.